СТРУКТУРНОЕ СТИХОВЕДЕНИЕ
— изучение организации стиха как особой формы речи и влияния стиха на различные планы и уровни речевого произведения. Отличие ритмизованного текста от неритмизованного состоит, прежде всего, в организации, упорядочении тех элементов, которые, даже будучи материальными носителями обыденной речи (напр., слоги), не релевантны в ней для выполнения основной функции — передачи смысла. Вследствие использования таких избыточных элементов как бы возникает второй, дополнительный канал передачи информации, по которому передается синхронизованный с основным «словесным» текстом «ритменный» текст.
В основе стиха как явления речи лежит особое, отличное от членения на предложения, деление потока речи на целостные, противопоставленные друг другу дискретные отрезки — «стихи», на границах и внутри которых возникают специфические семантические и интонационные явления. Однако большинство систем стихосложения не довольствуется одним разбиением на стихи (строки) и уподобляет последние друг другу по величине или внутр. структуре, что придает стихотворной речи ритмичность.
Множество допустимых структур отд. стихов определяется метром (размером), который является языком (в т. ч. и в смысле лингвистики математической) данного ритменного текста. Изучающая метры и их системы описательная метрика — наиболее разработанная часть стиховедения, в ней широко применяются вероятностные и статистические методы. Метрика сопоставляет стихотворному тексту частотный список встречающихся в нем вариантов структуры отдельной строки. Затем на основе статистических критериев сравнивают этот частотный список либо с аналогичными списками для других текстов, либо с теор. моделью размера этого текста, рассчитанной в предположении, что ритмические типы слов сочетаются друг с другом в соответствии с одним из известных типов вероятностных процессов, напр., процессом независимых испытаний. Описание по такой методике русских двухсложных размеров выявило существование в различные эпсгхи различных «образов» одного и того же метра в зависимости от предпочтения тех или иных его вариаций. Особенно большое значение приобретает эта методика в изучении чрезвычайно многообразных форм «неклассического» стиха, где без нее неустановим сам список вариаций. Намечены матем. приемы описания связи метрики с фонетической интонационной системами языка, что дает возможность эффективного сопоставления систем стихосложения в разноязычных литературах.
Меньше разработана ритмика, изучающая ритм в его постепенном развертывании как процесс, характеризующий данное отд. произведение. Ритмическое значение строки зависит, по-видимому, не столько от статистических характеристик всего текста, сколько от соотношения ее внутренней структуры со структурой сравнительно небольшого числа предшествующих строк (такой подход перекликается с общими идеями о поведении автоматов в случайных средах). Подобную модель ритма построил А. Белый, который давал оценку каждой строке по формуле: при и 1 при где n — число строк, лежащих между двумя ритмически тождественными строками. Построенные с помощью этой модели трафики ритма обнаружили ряд интересных параллелей с композицией соответствующих текстов.
Звуковую сторону стиха изучает фоника, где предложены классификации звуковых повторов и способ построения тональной кривой стихотворения. Изменения в ходе этой кривой находят соответствие в композиционном развертывании стихотворения. Важная часть фоники — учение о рифме. Здесь выявлена семантическая функция рифмы, разработана методика вычисления степени близости рифмующихся
сочетаний по числу одинаковых фонем в одноименных позициях, вскрыт процесс взаимопроникновения рифмы и фонических приемов внутри строки.
В известном учении о поэтическом синтаксисе и интонации проанализированы напевный и говорной типы стихотворных произведений; делались попытки измерения сравнительной силы пауз разных типов и сопоставления частот различных ритмико-синтаксических явлений с теоретически рассчитанными вероятностями.
Из обширной области «ритм и смысл» наиболее изучены т. н. «экспрессивные ореолы» размеров, а также влияние стихового членения на актуализацию семантических признаков и синтаксических связей слов («единство и теснота стихового ряда»). Плодотворным может оказаться также сопоставление существующих независимых моделей формальных и содержательных планов и уровней текста. Лит.: . С. И. Гиндин.