ЭКСТРЕМУМА ДРЕЙФ
— изменение координат точки экстремума статической характеристики объекта управления в результате действия на него внешних возмущений. В объектах с одним регулирующим воздействием различают такие два типа Э. д.: горизонтальный (дрейф вдоль оси регулирующих воздействий) и вертикальный (вдоль оси показателя экстремума). В объектах с
регулирующими воздействиями Э. д. происходит в
-мерном пространстве, образованном
осями регулирующих воздействий и
осью показателя экстремума. При анализе и синтезе экстремальных систем задаются гипотезами относительно характера Э. Д. Наиболее часто Э. д. принимают в виде единичного скачка, динейно-нарастающего возмущения, а также случайного процесса, как правило, с нормальным распределением. Горизонтальным типом Э. д. задаются для анализа переходных процессов в экстремальных системах (см. Экстремальное регулирование). При наличии Э. д. вертикального типа экстремальные системы (см. Система экстремального регулирования) теряют работоспособность при скорости Э. д. выше некоторой критической, поэтому ее определение является чрезвычайно важным для оценки предельных возможностей и быстродействия экстремальной системы. Расчет экстремальных систем при случайном Э. д. позволяет определить точность поддержания экстремума и критическую дисперсию случайного возмущения, при которой экстремальная система сохраняет работоспособность.
Лит. см. к ст. Система экстремального регулирования.
А. А. Туник.