Главная > Энциклопедия кибернетики. Т.2
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАСПОЗНАВАНИИ

— методы решения задач распознавания, обучения или самообучения распознаванию, основанные на интуитивных, опирающихся на предшествующий опыт, соображениях. Этим Э.м. в р. отличаются от формальных методов, логически выводимых из определенных гипотез о мн-вах распознаваемых сигналов, о классе, к которому заведомо принадлежит решающая функция, и т. п. Эвристические методы могут привести к быстрому и успешному решению той или иной проблемы в тех случаях, когда имеется опыт решения сходных в каком-либо отношении проблем. В подобных случаях решение удается найти без больших затрат усилий и времени на изучение закономерностей, специфичных для данной конкретной проблемы. Решение находят На основе аналогий и не вполне осознанных ассоциаций с решениями других похожих проблем.

Целенаправленная деятельность человека в подавляющем большинстве случаев является эвристической, т. к. формальные правила для наилучших в каком-либо смысле действий почти всегда неизвестны. В качестве типичного примера можно привести игру в шахматы, для которой стратегия, приводящая к выигрышу, неизвестна. Тем не менее, человек, используя накопленный опыт и различные интуитивные соображения, может играть в шахматы настолько успешно, что вычисл. машина, обладающая колоссальными преимуществами в скорости просмотра вариантов продолжения игры, не может соперничать с сильным шахматистом. Наиболее яркий пример Э. м. в р. представляет собой персептрон. Амер. нейрофизиолог Ф. Розенблатт предложил принцип действия персептрона по аналогии с известными из физиологии схемами связей между нервными клетками в живом мозге. Ф. Розенблатт пришел к весьма эффективному методу обучения распознающей системы. С формальвой точки зрения этот метод представляет собой сходящийся итерационный алгоритм отыскания гиперплоскости, разделяющей два точечных мн-ва в -мерном простр. признаков (см. Распознавание образов). Персептрон можно с успехом использовать для решения задач обучения в тех случаях, когда в выбраном простр. признаков такая разделяющая гиперплоскость существует.

Осн. недостком Э. м. в р. является отсутствие гарантии успешного решения задачи. В случае неудачной попытки применить интуитивные соображения, пути продвижения к решению поставленной задачи остаются неопределенными. В подобных случаях приходится прибегать к детальному экспериментальному и теор. изучению закономерностей, специфичных для данной проблемы. В результате такого изучения могут либо возникнуть новые эвристические соображения, либо будет найдено достаточное к-во данных для формальной постанозки задачи и ее матем. решения. Так, напр., попытка применения простейшего «трехслойного» персептрона к распознаванию изображений в том случае, когда изображения, отличающиеся только переносом в поле зрения, надо отнести к одному классу, оказалась неудачной. Изучение проблемы показало, что для ее успешного решения необходимо ввести дополнительное ограничение: веса ассоциативных элементов, отличающихся переносом, должны быть одинаковыми.

Часто эффективными являются комбинированные методы, основанные на одновременном использовании двух критериев выбора решений: формального и эвристического. Напр., в случае, когда экспериментальных данных мало, а ур-ние матем. модели содержит много коэфф., только доопределение решения задачи по второму, эвристическому критерию позволяет найти единственную оптим. оценку всех коэфф. При одном критерии задача не имеет единственного (регулярного) решения.

Лит.: Ивахненко А. Г. Системы эвристической самоорганизации в технической кибернетике. К., 1971 [библиогр. с. 364—367]; Розенблатт Ф. Принципы нейродинамики. Пер. с англ. М., 1965 [библиогр. с. 468—473]; Фогель Л., Оуэнс А., Уолш М. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование. Пер. с англ. М., 1969 [библиогр. с. 220—228]. А. Г. Ивахнепко.

«ЭГДА», интегратор ЭГДА — аналоговая математическая машина, предназначенная для решения различных технических задач, а также получения интегральных характеристик поля. Работа интегратора основана на использовании метода ЭГДА — электрогидро-динамической аналогии (см. Моделирование

на сплошных средах). Электр, схема интегратора (рис. 1) представляет собой электр. мост, состоящий из градуированного потенциометра и собственно модели из электропроводного материала (металлической фольги, электролита или электропроводной бумаги), изготовленной в соответствии с правилами геом. подобия. К металлическим шинам а и 6 подключается источник напряжения Е, величина которого, для удобства отсчетов, принимается за 100%, тогда потенциалы на шинах будут .

1. Схема интегратора ЭГДА.

2. Интегратор «ЭГДА-9/60».

На обрезанных краях модели между шинами а и 6 значение потенциалов изменяется от 0 до 100%. Т. о., потенциал в точке d на потенциометре определяется из ур-ния Плечи потенциометра и И 2 можно выбрать так, чтобы принимало любое значение между , т. е. между 0 и 100%. Соотношение, определяющее величину потенциала устанавливается на потенциометре по градуированной шкале. передвигают по модели до тех пор, пока нуль-индикатор не покажет отсутствия тока, — в этой точке потенциал равен ф. Определив ряд точек с заданным потенциалом и соединив их между собой, получим линию равного потенциала — эквипотенциаль. Линии тока можно построить тем же методом, обратив задачу. В интеграторе ЭГДА при моделировании на электропроводной бумаге источником питания служит выпрямитель постоянного тока на напряжение 12—30 в, нуль-индикатором — гальванометр. Для электролитической ванны используют переменный ток частотой 50 — 100 гц, а гальванометр подключается через вектормерное устройство. Для расширения класса решаемых задач и повышения точности решения схема интегратора дополняется потенциометрическими делителями напряжения и тока (для реализации граничных условий 1, 2 и 3-го рода), автомат, измерительным устройством с цифровым отсчетом, автомат, графопостроителем, стабилизированным источником питания и т. д. Существуют и уникальные конструкции интеграторов, предназначенные для решения определенного класса задач, и универсальные интеграторы. В СССР серийно выпускается универсальный интегратор «ЭГДА-9/60» (рис. 2), широко использующийся для решения различных задач гидро- и аэромеханики, фильтрации, электро- и радиотехники, строительной механики, построения ф-ций, осуществляющих конформное отображение, и т. д.

Лит.: Фильчаков П. Ф., Панчишин В. И. Интеграторы ЭГДА. Моделирование потенциальных полей на электропроводной бумаге. К., 1961 [библиогр. с. 157—165]; Математическое моделирование на интеграторах ЭГДА-9/60. К., 1968. В. И. Панчишин.

1
Оглавление
email@scask.ru