НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ)
— организация труда, которая основана на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство. НОТ позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную потребность. Этот общий подход справедлив и по отношению к такому специфическому виду труда, как труд в науке. За предыдущие 3—4 десятилетия наука неузнаваемо изменила свой облик. Ныне наука как сфера деятельности человека опережает по темпам увеличения численности занятых в ней людей самые передовые отрасли нар. х-ва. В СССР в сфере науки занято около 4 млн. чел. Наука переросла в «промышленность исследований» г. внушительной материально-тех. базой и очень дифференцированным составом сотрудников. Переход к коллективным формам труда и растущие размеры финансовых, материальных и людских ресурсов, вовлекаемых в науку, потребовали более совершенной организации науч. процесса. Эта задача стала особо острой в наши дни в связи с необходимостью повышения эффективности науки, т. к. эконом, могущество любого гос-ва во многом зависит от степени использования в производстве новейших науч. достижений.
Развертывание работ по НОТ в науке требует учета своеобразия науч. творчества. Организацию всей науч. деятельности в НИИ можно именовать как науч. организацию исследований и разработок, которая делится на науч. организацию процесса исследований и разработок (аналогично организации производства в промышленности), науч. организацию управления (сюда отнесено и планирование) и НОТ. Примерное разделение между ними вопросов, составляющих предмет каждого из названных направлений, показано в табл.
Одним из важных-направлений НОТ в исследованиях и разработках является совершенствование управления иауч.-исслед. работами (НИР), опытно-конструкторскими работами (ОКР) и проектно-конструкторскими работами (ПКР). Первоочередной задачей НОТ является составление схемы; (управления НИР в науч. учреждении. Часто оказывается, что на схеме некоторые ячейки-подразделения подчиняются сразу нескольким руководителям, а определенные подразделения вообще не имеют непосредственных начальников. Одни руководители управляют непомерно большим, а другие напротир — малым к-вом подразделений. Анализ такой структуры позволяет реорганизовать управление НИР, что должно быть зафиксировано на схеме. При этом классические теории НОТ рекомендуют соблюдать следующие принципы: у каждого подразделения должен быть один непосредственный руководитель; одному руководителю должно подчиняться не более 5—7 структурных подразделений. Структура управления при соблюдении этих принципов приобретает пирамидальную
или матричную форму и четкую соподчиненность подразделений различного уровня. Однако разработка рациональной структуры не завершена, если не составлены «Положения» для каждого подразделения, определяющие их функциональные обязанности, и не разработаны должностные инструкции для каждого сотрудника НИИ. Только при выполнении этих условий структура обретает окончательную завершенность и ее можно действенно реализовать.
(табл. см. скан)
Структура научной организация исследований и разработок
Др. аспект проблемы управления — планирование науч. тематики. Текущая и перспективная тематика науч. учреждений должна планироваться с учетом общей направленности исследований. Для этого планирование тематики должно базироваться на данных прогнозных, разработок. Важно, чтобы включаемые в план науч. работ темы были обеспечены людскими, материальными и финансовыми ресурсами. Несоблюдение этих положений приводит к тому, что разрабатываются малоперспективные темы или срываются крупные важные исследования ввиду недостаточной обеспеченности их ресурсами. Эффективность функционирования любой науч. системы во многом зависит от того, насколько каждое ее структурное звено помогает своими методами, идеями и науч. результатами достижению целей ряда других звеньев и, тем самым, целям всей системы. В этой связи планирование НИР непременно должно предусматривать комплексирование усилий ученых и всемерно содействовать повышению его уровня Опыт многих НИИ свидетельствует о том, что при комплексной организации работ сокращается
мелкотемность, более полно используются имеющиеся науч. результаты и возможности, понышается результативность работы НИИ даже при неизменной численности персонала.
Проблема разделения и кооперации труда в науке специфична. Помимо науч. работников, в науке сейчас трудится большое к-во инж.-тех. и вспомогательного персонала, причем они составляют порядка 70% общей численности людей в науке.
В сфере науки наблюдается две формы кооперации труда: тематические лаборатории и отделы (стационарные коллективы), имеющие постоянный состав сотрудников преимущественно одной специальности, и проблемные лаборатории и отделы (временные коллективы), которые создаются для решения конкретной проблемы и объединяют ученых разных специальностей. Разделение труда внутри лабораторий производится в соответствии с квалификацией сотрудников, составляющих коллектив. При этом необходимо соблюдать определенные соотношения между численностью осн. и вспомогательного науч. персонала. В области тех. наук оно составляет 1 : 4, а в общественных науках приблизительно 1 :1,5. При других соотношениях наблюдаются большие потери рабочего времени у высококвалифицированных ученых, которые вынуждены сами выполнять вспомогательные операциинауч. процесса. Экономия на вспомогательном и тех. персонале обходится очень дорого — растрачиваются невоспроизводимые ценности: творческая энергия, мысль, идеи ученого. Если учесть, что почти две трети докторов и кандидатов наук ежедневно расходуют на подобную работу от двух до трех часов, то резерв для повышения результативности труда этой категории ученых весьма велик. Естественно, данный аспект не исчерпывает всей проблемы рационального использования бюджета рабочего времени, но и он дает возможность представить ее значимость.
Решение вопросов организации и обслуживания рабочих мест обязательно должно быть увязано с тем, что на постоянных рабочих местах в НИИ трудится около 20% сотрудников (служба информации, опытное производство), а преобладающая часть сотрудников научных отделов использует несколько рабочих мест. Поэтому в плане НОТ наряду с организацией и обслуживанием индивидуальных рабочих мест предусматривается решение этих вопросов и для коллективно используемых средств обслуживания: библиотека, читальный зал, кабинеты службы информации и т. д. Наряду с этим важно и рациональное использование рабочих площадей. Однако при этом следует избегать крайностей, когда «уплотнение» рабочих площадей оборачивается ущербом. Ведь в НИИ используется все более сложное и дорогое оборудование. Коэффициент, характеризующий отношение стоимости оборудования к стоимости рабочих площадей, часто выше единицы и продолжает неуклонно расти. Пренебрежение этим — «экономия» на рабочих площадях — приводит к неудобствам в обслуживании оборудования, а нередко и к простою его. Неотъемлемой частью общей проблемы НОТ в науке является разработка и применение рациональных режимов труда и отдыха на основе психофизиолог, исследований, т. к. в науч. учреждениях на первый план выдвигается не физ., а нервная усталость.
На современном уровне развития науки высокие требования предъявляются к механизации и автоматизации исследовательского труда. На промышленном предприятии необходимо в среднем иметь на одного инж.-тех. и управленческого работника: средств орга-техники — на сумму 50-80 руб., средств связи и сигнализации — на сумму 50-70 руб., средств вычисл. и логич. техники — на сумму 100-150 руб. Науч. работники должны оснащаться лучше. Механизация и автоматизация исслед. работ — путь повышения результативности труда ученых в условиях перехода от экстенсивного к интенсивному развитию науки. Внедрение средств оргатехники в НИИ существенно сокращает затраты времени на поиск, обработку и размножение информации. По современным оценкам один час работы портативного диктофона и счетной машинки за восьмичасоной рабочий день в течение 1—2 лет полностью окупает их стоимость. Столь же быстро окупаются и др. средства оргатехники. Высокий эффект достигается при механизации и автоматизации эксперимента. Осн. задача состоит в том, чтобы перейти от механизации записи данных к полной автоматизации эксперимента при моделиронанни сложных процессов. Соединение систем записи данных с ЭВМ позволяет в 3 и более раз повысить скорость обработки данных при одновременном снижении стоимости работ.
Только при комплексном проведении работ по всем напранлениям НОТ в науке можно наиболее полно использовать возможности науки и привести в действие резервы продуктивности труда. По оценке экономистов использование всех имеющихся резервов позволит в 10—15 раз повысить результативность труда ученых, что равноценно притоку в науку огромной армии ученых.
Лит.: Всесоюзное совещание по организация труда (26—29 июня 1967 г.). М., 1967; Планирование научных исследований и разработок. Казань, 1969; Добров Г. М. [и др.]. Организация науки. К., 1970 [библиогр. о. 199—202].
Г. М. Добров, А. А. Савельев,