Главная > Энциклопедия кибернетики. Т.2
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

НАУКОВЕДЕНИЕ

— научное направление о теоретических основах управления научной деятельностью, разрабатывающее методы повышения эффективности исследований и разработок при помоши средств экономического, организационного, информационно-технологического к социально-психологического воздействия. Объектом исследования Н. является наука как целостная система. Метод Н. — комплексный анализ, экспериментальная проверка и теор. обобщение опыта функционирования социальной орг-ции науки. В центре

внимания Н. находится изучение организационных, эконом., информационных и социальных моделей науки, а также интегрированных моделей науч. процесса в целом и науч. деятельности как профессионально самостоятельного рода занятий. Главное внимание исследователей, изучающих науку как целостную систему, сосредоточено на вопросах общих или сопоставимых для большинства различных науч. дисциплин. Такие исследования ученые вели с момента зарождения науки. Многие ученые исследовали различные аспекты развития науки. В конце 30-х гг. 20 в. англ. ученый Дж. Бернал впервые четко указал на необходимость базировать Н. на конкретных материалах интернационального опыта науч.-тех. развития, сочетая при этом качественные и количественные методы исследования, осуществляя естественнонаучный, исторический, эконом, и социологический подходы к изучению проблем науки.

В 60-х годах 20 ст. происходит активный процесс становления Н. Быстро растет к-во публикаций, в которых анализируются различные аспекты организации, экономики и управления в науке. Внимание ученых привлекают проблемы поиска оптим. структуры науч. учреждений и наиболее эффективных методов организации науки, определения скоростей развития и прогнозирования будущих путей науки, анализа тенденций роста численности ученых, затрат на функционирование науч. учреждений и результативность их работы, изучения частоты последующего использования выполненных науч. работ, определения индивидуальной и коллективной продуктивности труда ученых, проблемы планирования и наиболее эффективного управления науч.-тех. прогрессом. В комплексе главнейшие цели Н. можно сформулировать как обеспечение эффективности современной науки и ее потенциала, достаточного для достижения намеченных перспектив науч.-тех. прогресса. Это позволяет выделить три центр, проблемы Н.: анализ эффективности науч. систем, науч. потенциал и науч.-тех. прогнозирование. Решению указанных проблем способствует активное проникновение в Н. количественных и матем. методов исследования, идей кибернетики, а также широкое использование современных тех. средств переработки массовых статистических сведений.

В СССР и в ряде зарубежных стран созданы спец. научные учреждения, разрабатывающие проблематику Н. В СССР исследования в области Н. ведутся в Секторе комплексных проблем науковедения Инга кибернетики АН УССР, в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР и в др. учреждениях. Лит.: Волков Г. Н. Социология науки. М., 1968; Налимов В. В., Мульченко 3. М. Наукометрия. М., 1969 [библиогр. с. 187—192]; Добро в Г. М. [и др.]. Потенциал науки. К., 1969 [библиогр. с. 146-151 ]; Добров Г. М. Наука о науке. К., 1970 [библиогр. с. 303—315]; Наука о науке. Пер. с англ. М., 1966.

Г. М. Доброе, В. Н. Клименюк.

1
Оглавление
email@scask.ru