СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ ТЕОРИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ
— см. Предсказания случайных процессов теория.
СЛЭНГ — язык программирования, ориентированный на имитационное моделирование систем с дискретными событиями. Разработан и реализован в Ин-те кибернетики АН УССР в 1966— 68. Имитационная модель системы изображается как алгоритм, каждая реализация которого на ЭЦВМ является имитацией совокупности событий, составляющих процесс функционирования моделируемой системы. Содержание событий модели и их последовательность протекания во времени соответствуют содержанию и последовательности событий в реальной (моделируемой) системе, причем предполагают, что каждое событие происходит мгновенно в некоторый момент времени. Современные системы (напр., информационные системы, автоматизированные системы управления, системы с разделением времени) характеризуются значительным числом компонентов, сложностью структуры, разнообразием процессов и способов их взаимодействия, а также сложностью алгоритмов управления. Выбор параметров систем в процессе проектирования представляет собой трудную задачу ввиду неразработанности матем. аппарата для их анализа.
Модель на языке С. изображается совокупностью описаний процессов, каждое из которых представляет собой программу, состоящую из операторов и описательной части. Процессы модели эквивалентны процессам реальной системы. Описание процесса определяет некоторый класс процессов, которые могут функционировать одновременно. Каждой реализации процесса в модели соответствует особый информационный объект — сообщение, содержащее совокупность значений параметр ров, характеризующих этот конкретный процесс, и спец. переменную, которая определяет текущую координату данного сообщения в программе этого процесса. Эта переменная характеризует развитие процесса. Процесс может находиться в активном состоянии (соответствующее ему сообщение перемещается в программе процесса) и в состоянии ожидания.
Поведение реальной системы может быть представлено в модели на языке С. совокупным поведением процессов, совмещенных в дискретно изменяющемся условном времени. В языке С. имеются средства образования новых процессов в произвольно заданные моменты условного времени, средства для завершения процессов и для описания их взаимодействия. Для лаконичного описания функционирования аппаратурных компонентов систем в язык С. введены спец. объекты (их наз. устр-вом и памятью), являющиеся эквивалентами соответствующих компонентов реальных систем (напр., ЭЦВМ). Процедурная часть языка С. представляет собой сокращенный язык АЛГОЛ-60. Лит.: Калиниченко Л. А. Формальное описание языка СЛЭНГ. В кн.: Теория автоматов, в. 1. К., 1967; Глушков В. М. [и др.]. СЛЭНГ — система программирования для моделирования дискретных систем. К.. 1969 [библиогр. с. 412—413].
Л. А. Калиниченко.
СНОБОЛ — язык программирования, предназначенный для обработки строк. Под строкой подразумевается произвольная последовательность букв, цифр и других знаков. Исходная информация в языке С. представляется в виде строк. Каждой строке присваивается название. Напр., строка с названием СТР 1 может состоять из букв «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ».
Осн. видами действий над строками, допускаемыми в языке С., является: формирование строк, поиск в строке вхождения строки данного образца — сравнение образцов и замена части строки другой строкой — подстановка. Строки можно формировать либо заданием содержимого строки в кавычках, либо используя
названия ранее сформированных строк. Допускается комбинирование этих способов. Напр.:
Процесс установления вхождения заданной строки в некоторую другую строку наз. сравниванием образцов. Так, правило:
проверяет, содержит ли строка СТР 1 подстроку «ДУБ» (образец «ДУБ»). В образцах можно использовать строчные переменные, используемые для обозначения произвольных строк. Напр., правило:
СТР 1 «У ЛУКОМОРЬЯ» ПЕР ««ЗЕЛЕНЫЙ» исследует, содержит ли строка СТР 1 подстроку «У ЛУКОМОРЬЯ», за которой следует подстрока «ЗЕЛЕНЫЙ». Однако между ними может находиться произвольная подстрока, которая присваивается в качестве содержимого строчной переменной ПЕР (в данном случае подстрока «ДУБ»), и под этим названием в дальнейшем может использоваться как самостоятельная строка.
Существуют и др. виды строчных переменных. Так, напр.,
означает произвольную подстроку, состоящую из 5 символов, а (S) — сбалансированную строку, т. е. строку, у которой число открывающих скобок равно числу закрывающих. Осн. видом преобразования строк является подстановка. Напр., правило:
заменит в строке
Программа на языке С. представляет собой последовательность операторов. Каждый оператор состоит из трех частей: метки, именующей оператор, правила, которое может быть одним из перечисленных выше видов, и указания перехода или переходов. Язык С. широко применяют для машинного анализа текстов, написанных на естественных языках, в частности, при программировании задач машинного перевода. Средства языка С. часто используются при создании языков программирования, включающих аппарат обработки символьной информации.
Лит.:
.