Главная > Энциклопедия кибернетики. Т.2
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК МЕТОДЫ в прогнозировании

— один из трех основных классов методов научно-технического прогнозирования, базирующийся на предположении, что на основе мнений экспертов возможно построить адекватную модель будущего развития объекта прогнозирования. Исходной информацией при этом служат мнения специалистов, занимающихся исследованиями и разработками в прогнозируемой области. Э. о. м. разделяют на индивидуальные и

коллективные, в зависимости от того, разрабатывается ли прогноз на основе суждений одного эксперта или группы их. Индивидуальные экспертные оценки бывают двух типов: оценки типа «интервью» и аналитические. Среди методов коллективных экспертных оценок различают метод комиссии, метод отнесенной оценки и дельфийский метод.

Оценка типа «интервью» — это беседа прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист, в соответствии с заранее разработанной программой, ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Процесс аналитической экспертной оценки заключается в самостоятельной работе эксперта, направленной на анализ тенденций и оценку будущего состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Из методов аналитической экспертной оценки наиболее распространены морфологический метод и метод составления анали: тических обзоров. В основе морфологического метода лежит заранее разработанная схема рассмотрения прогнозируемых объектов, предназначенная для выявления возможных вариантов решений некоторой многоаспектной проблемы. При этом выделяют различные типы характеристик анализируемых объектов, их различные свойства с указанием элементов каждого типа. Перебрав все возможные сочетания характеристик каждого типа, формулируют различные варианты развития анализируемых объектов. В процессе анализа каждого из выделенных вариантов эксперт определяет перспективные с точки зрения достижения определенной цели в будущем.

Применение методов коллективной экспертной оценки позволяет повысить точность и степень конкретизации прогноза. Метод комиссии — это проведение группой экспертов дискуссии с целью выработки общей позиции по вопросам будущего развития прогнозируемых объектов. При использовании данного метода сказывается взаимное влияние экспертов, известна инерционность в отказе от однажды высказанного публично мнения, нередко и влияние др. факторов, что может привести к нежелательным последствиям. Эти недостатки можно частично устранить с помощью метода отнесенной оценки, или метода «мозгового штурма».

Дальнейшим развитием методов коллективной экспертной оценки явилась разработка дельфийского метода (по названию древнегреч. города Дельфы, где при храме Аполлона, согласно преданиям, существовал дельфийский оракул). Дельфийский метод предполагает отказ от прямых коллективных обсуждений. Дебаты заменяют разработанной программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в форме заполнения таблиц экспертной оценки. Ответы экспертов обобщают и вместе с новой дополнительной информацией и обобщенными аргументами передают их в распоряжение экспертов, после чего они уточняют свои первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости всех высказанных мнений. Весьма важными задачами коллективной экспертизы является оценка некоторых аспектов развития прогнозируемого объекта, которая не может быть получена иными методами (напр., аналитическим расчетом, в результате эксперимента и т. д.), а также определение степени согласованности мнений экспертов по конкретным перспективам развития, сформулированным перед этим отдельными специалистами. Поэтому в процессе коллективной экспертизы должна быть обеспечена взаимная независимость суждений экспертов; оценки, как правило, переводят в количественную форму; эксперт указывает структуру аргументов, послуживших ему основанием для той или иной оценки; эксперт указывает степень своего знакомства с областью, к которой относится определенная оценка. Успеху коллективной экспертизы во многом содействует заинтересованное и ответственное отношение экспертов.

Новым этапом развития методики экспертных оценок в прогнозировании является метод «прогнозного графа». Сущность его состоит в построении (на основе экспертных) оценок и последующем анализе модели сложной сети взаимосвязей, возникающих при решении перспективных науч.-тех. проблем. При этом обеспечивается возможность формирования множества различных вариантов науч.-тех. развития, каждый из которых ведет в перспективе к достижению целей развития прогнозируемой отрасли. Последующий анализ модели позволяет определить оптим. (по тем или иным критериям) пути достижения цели. При таком подходе к разработке прогнозов повышается обоснованность решений, принимаемых в области планирования и управления процессами науч.-тех. и эконом, развития.

Лит.: . В. М. Глушков, Г. М. Добров.

1
Оглавление
email@scask.ru