ПРОЦЕДУРА в программировании
— понятие, используемое в большинстве языков программирования высокого уровня и соответствующее понятию подпрограммы. Использование каждой П. связапо с ее описанием и обращением к ней. Описание П. состоит обычно из заголовка П. и ее тела. Заголовок содержит идентификатор П., совокупность параметров формальных и, возможно, некоторые их характеристики. Тело П. — это некоторая последовательность операторов. Обращение к П. осуществляется из соответствующих точек программы посредством указания ее идентификатора, параметров фактических и, возможно, входа в ее тело.
Различают два способа использования П. в программах:
-операторов, обращение к которым представляет собой законченную единицу действий языка, и
-функций, обращение к которым осуществляется соответствующими указателями функций, используемыми лишь в качестве компонент в выражениях языка. Всегда, когда встречается обращение к П., формальные параметры в теле этой П. заменяются соответствующими фактическими параметрами (вызов параметров по наименованию) или их значениями (вызов параметров по значению) и выполняется преобразованное таким образом тело П.
Понятие П. встречается в языках программирования
ФОРТРАН, СИМУЛА, ПЛ-1 и др.) под названиями П.,
-функции, функции, арифм. функции,
-подпрограммы и др. Некоторые П. включают в язык в качестве стандартных П., используемых без описания. По способу связи с рабочей программой стандартные П. делят на открытые и замкнутые. Открытые П. обычно требуют небольшого количества машинных команд, их вставляют в рабочую программу всякий раз, когда встречается обращение к ним. Замкнутые П. помещаются отдельно от основной программы, а при каждом обращении к ним
организуется соответствующая передача управления и возврат в точку обращения. Как правило, стандартные П. являются замкнутыми. Особый случай представляет процедура рекурсивная и П. без параметров, обращение к которой содержит лишь ее идентифитор.
А. И. Халилов.