Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
Влияние эксцентриситета точки приложения силы и начальной кривизны
467. В действительности ось стержня никогда не является строго прямой, а линия действия результирующей силы сжатия никогда не проходит через центры тяжести торцевых сечений. В силу этого стержень подвергается изгибающим усилиям, и сразу же при первом приложении нагрузки происходят боковые прогибы. Пусть у, как и раньше, обозначает прогиб оси стержня от линии действия сжимающей силел в сечении с координатой x. Допустим, что форма оси до приложения нагрузки определяется начальным прогибом
(ср. § 181). Изменение кривизны вследствие изгиба равно
а изгибающий момент, как и раньше, равен
Уравнение (1) заменяется другим:
Если В не зависит от
то уравнение (5) принимает вид:
где
Пусть оба конца стержня шарнирно закреплены, тогда имеем следующие условия на концах:
при
Сравнивая уравнение (6) с аналогичным по виду уравнением, вытекающим из уравнения (I) § 205, мы видим, что влияние начального прогиба у на окончательное смещение эквивалентно поперечной нагрузке, вызывающей дополнительный изгибающий момент величины
Другими словами, у будет давать одно и то же окончательное сжщенпе независимо от того, вызван ли он начальными погрешностями или действием поперечной нагрузки. Следовательно, при постоянной В влияние известных начальных прогибов можно исследовать методами §§ 205—208.
Общее решение уравнения (6) можно получить методом «варьирования произвольных постоянных», оно будет:
где через
обозначеьы произвольные нижние пределы интегрирования. В рассматриваемой сейчас задаче
на каждом из концов стержня. Это требует, чтобы равнялось нулю, а удовлетворяло бы соотношению:
Выбирая
иначе, можно удовлетворить другим условиям закрепления на концах.
Пример
I. Изучить случай, в котором
Показать, что решение уравнения (5) в этом случае будет:
а максимальный прогиб (в среднем сечении) имеет величину:
468. Если у известен, то интегралы, входящие в выражение (7), могут быть легко вычислены, но, обычно, у неизвестен, и поэтому наиболее интересно получить решение уравнения (5) для
форме рядов Фурье. Умножим (5) на
и проинтегрируем «по частям» в пределах от
до I, помня, что
при
Таким путем получим:
или, если воспользуемся равенством (3): I
Предположим, что
Подставив в (9), получим:
потому что
По природе задачи
являются непрерывными функциями
следовательно, их можно представить рядами типа (10). Далее из (9) мы найдем условия, связывающие коэффициенты рядов для
таким образом получим для у общее решение, зависящее от
к В.
469. Сосредоточим внимание на среднем сечении стержня, где
Пусть обозначает начальный, а 8 окончательный прогибы в этом сечении. Из (10) имеем:
Члены с четными индексами не войдут ни в ряд для 8, ни в ряд для
.
Если
вызван погрешностями производства, то мы можем считать, что
имеют тот же порядок, что и
Согласно
Отсюда мы видим, что при стремлении
к
отношение — становится очень большим, а отношения
так как малы, почти равны единице. Следовательно, каков бы ни был вид функции прогиб в середине
под силой
близкой к
с большой точностью определяется соотношением:
а это — уравнение равнобочной гиперболы. Положив
мы из (13) и (14) имеем:
В этом выражении мы можем пренебречь членами, начиная с
Тогда получим:
Отсюда вытекает, что кривая
как функция
является равнобочной гиперболой с асимптотами: