Главная > Введение в теорию упругости для инженеров и физиков
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Точность приближенного исследования. Теория «эластики»

471. Подводя итог нашим выводам, мы можем сказать, что практически, в силу неизбежных погрешностей производства, стержень начинает прогибаться сразу после того, как на него подействовала какая-нибудь сила. Представив начальный прогиб в виде ряда Фурье, мы для отношений, характеризующих изменение различных гармоник ряда в зависимости от изменения силы сжатия, получили равенства (14). Первое выражение (14) стремится к бесконечно большой величине, когда сила сжатия стремится к первой критической силе Поэтому мы вправе предположить, что первая гармоника является доминирующей в наблюдаемом прогибе. Экспериментально это подтверждается, но опыты не подтверждают другого вывода, подсказываемого § 469, о том, что при прогиб в среднем сечении может быть сколь угодно большим. На рисунке 112 схематически показана последовательность деформаций для первоначально искривленного в форме одной полуволны синусоиды стержня, подвергающегося действию постоянно возрастающей осевой силы сжатия. Мы видим, что прогиб в середине достигает максимального значения тогда, когда концы стержня удалены друг от друга на некоторое малое расстояние. Если опыт продолжать также после того, как концы стержня пройдут

один мимо другого, то с ростом нагрузки прогибы начнут уменьшаться, асимптотически приближаясь к нулю (предполагается, что материал не переходит за предел пропорциональности).

472. Причина противоречий между теоретическим выводом и экспериментом, как можно ожидать, заключается в том, что в теории для прогибов любой величины используется верное только для малых выражение кривизны оси стержня, а именно

Рис. 112.

Вернемся к § 466, в котором рассматривались только первоначально прямые стержни, и заметим, что когда прогиб у велик, как, например, на рис. 113, то уравнение (1) нужно заменить следующим:

где через обозначено расстояние рассматриваемого сечения от некоторого фиксированного сечения, измеренное по оси стержня, а через угол наклона оси стержня к линии действия силы.

Таким образом:

Продифференцировав уравнение (1) по воспользовавшись (II), мы получим уравнение, определяющее деформированную ось стержня (эластику)

473. Уравнение (20) по форме совпадает с уравнением свободных колебаний математического маятника.

Умножим его на 2, проинтегрируем и получим:

где через а (см. рис. 113) обозначен угол, под которым ось стержня пересекает линию действия силы. Из последнего равенства можно видеть, что так же, как в уравнении (I) обращается в нуль при

Рис. 113.

Разделив на В, имеем:

Положим:

Из (21) получим:

или, умножив обе части этого уравнения на

В точке А (рис. 113) а поэтому в точке В прогиб достигает максимального значения и, следовательно, Отсюда, если измеряется от точки А в направлении, для которого отрицательны для малых значений и.

Таким образом в равенстве (23) нужно взять минус. Мы имеем:

Мы получим длину оси стержня от точки до точки В (половину длины всего стержня), если верхний предел интеграла возьмем равным нулю. Обозначая длину стержня через 1, имеем:

где является «полным эллиптическим интегралом первого рода». Вычитая (I) из (24), получаем:

где является «эллиптическим интегралом первого рода» с «модулем» k и «амплитудой» .

474. Так как согласно (22) и (23), имеем:

(из двух возможных знаков, как и раньше, берется минус).

Нижний предел интегрирования нужно взять равным

т. е. значению в сечениях (например А на рис. 113), для которых у равен нулю. Итак,

Прогиб в середине, при будет

Наконец, расстояние между сечениями на рис. измеренное по линии действия силы, будет:

Следовательно, расстояние между двумя последовательными точками перегиба оси стержня можно определить из такого соотношения:

Последнее равенство имеет место согласно (23), где, как и раньше, из двух возможных знаков берется минус.

Подставив как функцию мы получим:

Значение К объяснено выше, а

называется «полным эллиптическим интегралом второго рода».

475. Теперь можно вычертить истинную зависимость прогиба в среднем сечении (8) от осевой силы сжатия для стержня, изогнутого так, как показано на рисунке 112. Из (24) мы имеем:

а из (24) вместе с (27):

Опираясь на эти соотношения и используя таблицы эллиптического интеграла легко проследить, как зависит от Таблица составлена следующим образом. Первый столбец дает угол наклона оси стержня на концах к линии действия силы; второй — зависимость А от а [см. (22)]; третий —

значения взятые из справочника Dale, Mathematical Tables, а четвертый и пятый столбцы непосредственно вычислены.

Таблица 1 (см. скан)

На рис. 114 для сравнения с приближенным исследованием § 446 вычерчена кривая зависимости от Согласно приближенному исследованию, 8 могло иметь любую величину при в решении (2) не было определено). Согласно точному исследованию, 8 при изменении от до бесконечности сначала возрастает, а затем убывает.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru