Главная > Курс дифференциального и интегрального исчисления. Том 1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

9. Представление вещественного числа бесконечной десятичной дробью.

Мы имеем в виду такое представление, при котором дробная часть (мантисса) положительна, в то время, как целая часть может оказаться как положительной, так и отрицательной или нулем.

Предположим сначала, что рассматриваемое вещественное число а не является ни целым числом, ни какой-либо конечной десятичной дробью. Станем искать его десятичные приближения. Если оно определяется сечением то прежде всего легко убедиться, что в классе А найдется целое число М, а в классе А - целое же число . Прибавляя к М по единице, необходимо придем к таким двум последовательным целым числам что

При этом число может оказаться положительным, отрицательным или нулем.

Далее если разделить промежуток между на десять равных частей числами

то а попадет в один (и только в один) из частичных промежутков, и мы придем к двум числам, разнящимся на для которых

Продолжая этот процесс дальше, после определения цифр мы цифру определим неравенствами

Таким образом, в процессе нахождения десятичных приближений числа а мы построили целое число и бесконечный ряд цифр Составленную из них бесконечную десятичную дробь, т. е. символ

можно рассматривать как представление вещественного числа а.

В исключенном случае, когда а само является целым числом или, вообще, конечной десятичной дробью, можно подобным же образом последовательно определить число и цифры исходя из более общих, чем (1), соотношений

Дело в том, что в некий момент число а совпадет с одним из концов промежутка, в который мы его заключаем, с левым или с правым - по нашему произволу; начиная с этого момента, соответственно, слева или справа в (1а) уже постоянно будет иметь место равенство. Смотря по тому, какая из этих возможностей осуществляется, последующие цифры окажутся все нулями или все девятками. Таким образом, на этот раз число а имеет двоякое представление - одно с нулём в периоде, а другое - с девяткой в периоде, например,

Пусть теперь, наоборот, по произволу задана бесконечная десятичная дробь (2); покажем, что всегда найдется вещественное число а, для которого именно эта дробь и служит представлением. С этой целью рассмотрим отрезки дроби (2)

которые служат как бы «приближенными значениями по недостатку» для искомого числа, а также его «приближенные значения по избытку»

Нетрудно видеть, что каждое меньше каждого (не только при но и при Теперь мы следующим образом произведем сечение в области рациональных чисел: к верхнему классу А отнесем такие рациональные числа а, которые больше всех (например, все числа ), а к нижнему А - все остальные (например, сами числа Легко проверить, что это - сечение; оно определяет вещественное число а, которое и будет искомым.

Действительно, так как а является пограничным числом между двумя классами, то, в частности,

т. е. число а удовлетворяет всем неравенствам вида (1а). Этим и доказано, что взятая по произволу дробь (2) является представлением найденного числа.

Разность между десятичными приближениями (4) и (3) по избытку и по недостатку, равная, с возрастанием может быть сделана меньшей любого рационального числа Действительно, так как натуральных чисел, не превосходящих числа существует лишь конечное число, то неравенство или равносильное ему:

может выполняться лишь для конечного числа значений для всех же остальных будет

Это замечание, ввиду леммы 2, позволяет заключить, что число отличное от а, не может удовлетворять всем тем же неравенствам (1) или (1а), что и а, и следовательно имеет представление в виде бесконечной десятичной дроби, отличное от представления числа а.

Отсюда, в частности, следует, что представление числа, не равного никакой конечной десятичной дроби, не имеет ни нуля, ни девятки в периоде - поскольку каждая дробь с нулем или с девяткой в периоде явно выражает конечную десятичную дробь.

Отныне читатель может представлять себе вещественные числа как бесконечные десятичные дроби. Из школьного курса известно, что периодическая бесконечная дробь изображает рациональное число и, обратно, каждое рациональное число разлагается именно в периодическую дробь. Таким образом, изображениями вновь введенных нами иррациональных чисел служат непериодические бесконечные дроби. (Это представление также может быть отправной точкой для построения теории иррациональных чисел.)

Замечание. В последующем нам не раз придется пользоваться рациональными приближениями к вещественному числу а:

разность которых произвольно мала. Для рационального а существование чисел очевидно; для иррационального же а в качестве а и можно было бы, например, использовать десятичные приближения при достаточно большом

1
Оглавление
email@scask.ru