Главная > Математический анализ. Начальный курс
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

2. Недостаточность рациональных чисел для измерения отрезков числовой оси.

Договоримся называть числовой осью прямую, на которой выбраны определенная точка О (начало отсчета), масштабный отрезок длину которого мы принимаем равной единице, и положительное направление (обычно от О к Е). Очевидно, каждому рациональному числу соответствует на числовой оси определенная точка. В самом деле, из курса средней школы известно, как построить отрезок, длина которого составляет часть длины масштабного отрезка — любое целое положительное число). Следовательно, мы можем построить и отрезок длина которого относится к длине масштабного отрезка как где — любые целые положительные числа. Отложив такой отрезок вправо (влево) от точки О, мы получим точку соответствующую рациональному числу (рис. 2.1).

Заметим теперь, что не каждой точке М числовой оси соответствует рациональное число. Так, например, если точка М выбрана так, что длина отрезка равна диагонали квадрата, стороной которого служит масштабный отрезок то поскольку длина масштабного отрезка равна единице, по теореме Пифагора длина х отрезка является корнем уравнения и, как показано в курсах средней школы, не является рациональным числом. Но это и означает, что указанной точке М не соответствует рациональное число.

Рис. 2.1

Рис. 2.2

Естественно, возникает потребность расширить множество рациональных чисел и ввести в рассмотрение более широкое множество чисел так, чтобы каждой точке числовой оси соответствовало некоторое число из этого более широкого множества (или, что то же самое, чтобы с помощью этого более широкого множества чисел можно было выразить длину любого отрезка числовой оси).

Убедимся в том, что посредством измерения отрезка каждой точке М числовой оси можно поставить в соответствие вполне определенную бесконечную десятичную дробь.

Пусть М — любая точка числовой оси. Ради определенности предположим, что точка М лежит направо от О. Проведем процесс измерения отрезка при помощи масштабного отрезка

Сначала выясним, сколько раз целый масштабный отрезок уложится в отрезке Могут представиться два случая:

1) Отрезок укладывается в отрезке целое число раз с некоторым остатком меньшим (рис. 2.2). В этом случае целое число представляет собой результат измерения по недостатку с точностью до числа 1.

2) Отрезок укладывается в отрезке целое число раз без остатка. В этом случае процесс измерения можно считать законченным и целое рациональное число считать длиной отрезка Формально мы можем утверждать, что в этом случае точке М соответствует бесконечная десятичная дробь которая отождествляется с целым рациональным числом

В первом случае процесс измерения следует продолжить и выяснить, сколько раз 1/10 часть масштабного отрезка укладывается в отрезке (являющемся остатком измерения с помощью целого отрезка Снова могут представиться два случая:

1) 1/10 часть укладывается в отрезке раз с некоторым остатком меньшим 1/10 части (см. рис. 2.2). В этой случае рациональное число представляет собой результат измерения по недостатку с точностью до числа 1/10.

2) 1/10 часть укладывается в отрезке целое число раз без остатка. В этом случае процесс измерения можно считать законченным и рациональное число считать длиной отрезка Формально мы можем утверждать, что в этом случае точке М соответствует бесконечная десятичная дробь отождествляемая с рациональным число

Продолжая указанные рассуждения далее, мы придем к двум возможностям:

1) либо описанный процесс измерения оборвется на шаге вследствие того, что точке М соответствует рациональное число (в этом случае точке М соответствует бесконечная десятичная дробь которую мы отождествляем а рациональным числом

2) либо описанный процесс измерения никогда не оборвется и мы получим бесконечную последовательность рациональных чисел

представляющих собой результат измерения по недостатку отрезка с точностью до

Каждое из чисел последовательности (2.1) может быть получено обрыванием на соответствующем знаке бесконечной десятичной дроби

Таким образом, в случае 2) точке М числовой оси отвечает вполне определенная бесконечная десятичная дробь (2.2). Можно сказать, что и в случае 1) точке М отвечает бесконечная десятичная дробь (2.2), но в этом случае у этой дроби все десятичные знаки с номером, большим равны нулю, т. е. указанная дробь в случае 1) имеет вид .

Приведенные нами рассуждения применимы и для случая, когда точка М лежит левее точки О, только в этом случае естественно считать, что все элементы последовательности (2.1) и бесконечная дробь имеют отрицательный знак.

Итак, мы убедились, что описанный нами процесс измерения позволяет поставить в соответствие каждой точке М числовой оси вполне определенную бесконечную десятичную дробь. Это обстоятельство

естественно приводит нас к необходимости рассмотрения чисел, представимых бесконечными десятичными дробями.

Замечание. Конечно, описанный нами процесс измерения отрезка можно видоизменить так, что он будет приводить к рассмотрению не бесконечных десятичных, а, например, бесконечных двоичных или бесконечных троичных дробей. Желание рассматривать бесконечные десятичные дроби вызвано лишь той особой ролью, которую традиционно играет десятичная система счисления. Развитие электронной вычислительной техники повысило роль двоичной и троичной систем счисления, ибо (в силу конструктивных особенностей ЭВМ) эти системы счисления более удобны в практике использования ЭВМ.

1
Оглавление
email@scask.ru