Главная > Анализ в классах разрывных функций и уравнения математической физики
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

4. Пространство, порожденное задачей А.

Пусть задача А является сильноэллиптической (определение дано в предыдущем пункте). Тогда на функциях принадлежащих пространству можно ввести скалярное произведение следующим образом:

где есть функционал (3.1) и — скалярное произведение в пространстве есть константа, входящая в определение (3.2) сильной эллиптичности. Напомним, что пространство определено в п. 2.

Ясно, что все свойства скалярного произведения выполняются. В частности, из неравенства

которое является следствием неравенства (3.2), мы заключаем, что и равенство нулю возможно лишь при

Таким образом, мы получаем евклидово пространство, которое естественно назвать пространством, порожденным задачей А, так как скалярное произведение в нем определяется с помощью функционала Это пространство будем обозначать Ел- Итак, мы даем следующее определение.

Определение. есть пространство функций и, принадлежащих пространству и удовлетворяющих условию

со скалярным произведением (4.1).

Норму в пространстве будем обозначать так что

Обратим внимание на то, что оба пространства состоят из одних и тех же функций, но только в них введены различные скалярные произведения. Кроме того, легко понять, что есть также пространство типа Именно, если в качестве задачи А взята задача для уравнения Лапласа и то соответствующее пространство совпадает с пространством

Легко понять, почему рассматриваются два пространства: Пространство Е связано, как это было сейчас объяснено, с простейшей граничной задачей. Поэтому свойства этого пространства легче изучить, чем свойства пространства связанного с более сложной задачей А. С другой стороны, изучение задачи А естественно проводить с помощью пространства наиболее близкого по своей природе к этой задаче. Остается только заметить, что имеет место следующая теорема.

Теорема. Нормы в пространствах эквивалентны, т. е. существуют две положительные константы такие, что

(Здесь обозначает норму в пространстве которая совпадает с нормой в пространстве (см.

Доказательство. Второе из неравенства (4.4) непосредственно следует из (4.2).

Чтобы получить первое из этих неравенств, мы заметим, что из (3.1) в силу ограниченности функций следует оценка

где С — некоторая константа. Но из (4.1) следует, что

так что

Но мы видели (п. V. 3.5), что

где некоторая константа. Отсюда и из (4.5) получаем первое неравенство (4.4). Теорема доказана.

Эта теорема дает возможность делать выводы о свойствах пространства если известны соответствующие свойства пространства

Следствие 1. Пространство является полным и, следовательно, гильбертовым пространством.

Доказательство непосредственно следует из теоремы и полноты пространства Проведем его.

Пусть фундаментальная последовательность в пространстве

Тогда на основании (4.4)

Следовательно, фундаментальная последовательность в Ввиду полноты пространства существует элемент такой, что На основании (4.4)

Таким образом, последовательность сходится в пространстве Полнота пространства Доказана.

Следствие 2. Оператор I вложения пространства в пространство вполне непрерывен.

Доказательство. Пусть -ограниченная последовательность в пространстве На основании (4.4) эта последовательность ограничена также в пространстве следовательно, в пространстве Поэтому (см. п. V.3.6) существует подпоследовательность, сходящаяся в Это и значит, что оператор I вполне непрерывен.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru