§ 4.10. Другие траектории перелета в случае компланарных орбит планет старта и назначения
В §§ 4.07-4.09 приведены некоторые оптимальные (с точки зрения расхода топлива) траектории перелета. Достаточно полная классификация траекторий перелета с круговой орбиты на другую компланарную круговую орбиту дана К. Эрике [88]. Укажем также на книгу [90] П. Эскобала, содержащую приближенный аналитический метод построения межпланетных траекторий. В его основу положен метод сфер действия, названный
ошибкам в начальных данных. Особенно чувствительны к последним «медленные» траектории. Для попадания в Венеру и Марс ошибка в гиперболической геоцентрической скорости не должна превышать по модулю. Поэтому на практике перелеты без коррекции на гелиоцентрическом участке траектории не встречаются.
При расчете перелетных траекторий с возвращением на планету старта существенной является геометрия дуги возвращения, целиком определяющая время нахождения (период захвата) космического аппарата на спутниковой орбите планеты назначения.
В частности, можно построить возвратную траекторию, симметричную траектории перелета, но для этого необходимо подождать время, по истечении которого планеты старта и назначения образуют определенную геометрическую конфигурацию.
Из расчетов Эрике следует, что симметричные полеты с Земли к Венере и Марсу с возвращением требуют очень длительные периоды захвата, значительно превышающие год. Это часто нежелательное обстоятельство можно обойти, если воспользоваться несимметричными перелетными траекториями с возвращением [88].
Рассмотренные перелетные орбиты являются эллиптическими, и, они, как правило, оптимальны относительно энергетических затрат, но не оптимальны относительно времени перелета (в особенности «медленные траектории»}. Возможен также перелет по гиперболической и параболической траекториям. На такой перелет, очевидно, нужно меньшее время перелета, однако подобные орбиты не оптимальны с точки зрения расхода топлива, так как для их реализации требуется большая начальная скорость. Например, при перелете из окрестности Земли необходима начальная геоцентрическая скорость не меньше Гиперболические и параболические орбиты невыгодны с точки зрения энергетического критерия и при возвращении на планету старта.
Перечень формул, позволяющих вычислить все параметры гелиоцентрического участка траектории перелета для различных вариантов, можно найти в главе 9 книги [88].