Главная > Дифференциальные и интегральные уравнения математической физики
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

13. Корабельные волны.

При изучении волновых движений мы для большей простоты ограничивались до сих пор плоским движением. Плоское движение можно считать изображением движения в канале, причем роль поверхности жидкости играет граничная линия.

Из волн на двухмерной поверхности весьма важными являются, помимо упомянутых в 11 двух видов, следующие типы волн:

a) Волны, вызванные периодическим возмущением; они кольцеобразны и их амплитуда убывает обратно пропорционально корню квадратному из расстояния от источника возмущения. Это Связано с потоком энергии и распространением последней на кольцевые области все возрастающего радиуса.

b) Волны, распространяющиеся с постоянной скоростью из места с измененным давлением (источника возмущения). Эти волны можно рассматривать как интерференцию кольцевых волн, источник которых перемещается. Точки одинаковой фазы принадлежат к двум различным системам кривых: семейство поперечно-направленных волн следует за источником возмущения и сопровождается с двух сторон семейством боковых волн, с которыми оно интерферирует (рис. 41). Такого рода волны наблюдаются позади неподвижного препятствия в текущей воде, а также и в стоячей воде позади идущего корабля. Скорость (относительная) источника возмущения должна быть больше критической скорости системы волн; для случая бесконечной глубины величина дается уравнением (35), 10. При большой скорости источника возмущения возникают, преимущественно, волны тяжести. При движении корабля от его носа и от его кормы исходят две системы волн, которые интерферируют друг с другом. Энергия, необходимая для возбуждения этих систем волн, тратится за счет работы, которую производит корабль, преодолевая сопротивление своему движению. Капиллярные волны получаются в том случае, если скорость

источника возмущения лишь немного превышает критическую скорость их можно наблюдать позади сваи или лесы от удочки в медленно текущей воде.

Вид корабельных волн сильно зависит, в частности, и от глубины воды. На бесконечно глубокой воде, как поперечно-направленные, так и боковые волны лежат внутри друграняого угла, грани которого образуют с плоскостью симметрии угол . В мелкой воде этот угол зависит от скорости движения судна. Сначала, с увеличением скорости он растет, достигает при некоторой критической скорости судна 90°, и затем опять уменьшается. При этом меняется строение всей системы волн, а именно, при скорости корабля выше критической, поперечно-направленные волны пропадают.

Глубина воды влияет также и на сопротивление движению корабля. Весьма замечателен сильный рост сопротивления, который наступает, когда скорость судна приближается к критической для данной глубины, и внезапное падение сопротивления при переходе за критическую скорость. Сопротивление движению судна подчиняется закону, аналогичному закону для случая мелкой воды, еще в одном случае, а именно, когда на более плотную морскую воду попадает сравнительно тонкий слой пресной воды. В этом случае, образование системы волн на поверхности раздела обоих слоев воды вызывает увеличение сопротивления, которое при известных обстоятельствах оказывается настолько большим, что дает повод говорить (в другом смысле, чем обычно) о "мертвой" воде.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru