Главная > Дифференциальные и интегральные уравнения математической физики
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

23. Техническое значение гидродинамической подъемной силы.

Теорема Кутта-Жуковского составляет основу теоретического изучения проблемы полета, а также современной теории гидравлических машин, которая получила развитие в связи с теорией несущего крыла.

Простейшим и старейшим применением этой теории является плоская теория несущего крыла. Ноток, обтекающий несущее крыло большого размаха, можно в его средней части приближенно считать плоским. Влияние концов крыла и происходящих на этих концах явлений при этом не рассматривается. Условием возможности получения гидродинамической подъемной силы является наличие некоторой циркуляции; поэтому возникает вопрос о происхождении циркуляции вокруг плоского несущего крыла. На этот вопрос теория идеальней жидкости может дать только очень неполный ответ. По теореме Томсона циркуляция вдоль замкнутой жидкой линии остается неизменной во времени; поэтому возникновение циркуляции вокруг несущего крыла должно сопровождаться одновременным возникновением и отрывом вихря, момент которого равен циркуляции по величине и обратен ей по знаку. Но в возникновении вихрей решающую роль играют явления в пограничном слое (см. 18 § 3), на которые можно воздействовать целесообразным выбором контура и свойств поверхности несущего крыла.

Теория гидродинамической подъемной свлы, как показал еще Кутта, поддается обобщению на потоки, обтекающие более чем один контур. Это обобщение находит себе применение в плоской теории биплана, теории рядов крыльев и всякого рода колес с лопастями.

В новейшее время получила техническое применение и боковая сила, которая действует на вращающийся (и увлекающий за собой воздух) цилиндр в поступательном потоке воздуха. Действие этой боковой силы, носящее название эффекта Магнуса, но замеченное за 100 лет до Магнуса, является причиной бокового отклонения вращающихся снарядов и мячей и в новейшее время применено для использования механической энергия движущегося воздуха (ветра). В роторном корабле Флетнера машина вращает вокруг вертикальной оси башенки, имеющие форму кругового цилиндра. Благодаря трению на поверхности, они увлекают за собой окружающий воздух и приводят его в циркуляционное движение. Ветер дает при этом отклоняющую силу, которая используется для своего рода парусного действия. Величину и направление этой силы можно определить по формуле Кутта-Жуковского, если допустить для простоты, что движение плоское.

Возникновение циркуляции здесь также обусловлено трением в пограничном слое; трение это приводит к образованию и отрыву вихрей, момент которых равен по величине и обратен по знаку моменту возникающей циркуляции. При ветре отрыв происходит с той стороны, на которой направление движения цилиндра противоположно направлению ветра. Скорость циркуляционного потока непосредственно у вращающегося цилиндра не следует смешивать со скоростью движения поверхности цилиндра. Первая составляет примерно половину второй.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru