Примечание редактора к гл. 8
В этой главе автор делает попытку дать физическую интерпретацию основных представлений квантовой теории. В отличие от многих «интерпретаторов» квантовой механики, он совершенно сознательно стоит на позициях материализма. Однако он не дает последовательного диалектико-материалистического анализа и поэтому в ряде случаев фактически не отступает от механистической интерпретации основного содержания квантовой механики. Автор совершенно прав, когда он подчеркивает, что в квантовой теории, в отличие от классической, гораздо глубже учитывается взаимодействие любого микрообъекта с его материальным окружением. Именно вследствие существенных связей между объектом и его окружением в области микроявлений уже нельзя так грубо «индивидуализировать» отдельные части единой материальной системы, как это можно было делать в макроскопических масштабах с большой степенью приближения. Автор недостаточно подчеркивает, что существование двух дополняющих способов определения квантовой системы («пространственно-временного» и «причинного») связано в первую очередь с грубостью этих классических макроскопических методов, которыми можно пользоваться лишь до определенных пределов, указываемых соотношениями неопределенностей. Сами же более сложные и глубинные свойства материи, проявляющиеся в области микромасштабов, строго закономерны и причинно обусловлены. Автор повсюду придерживается неточной терминологии, называя термином «причинность» лишь наиболее простую форму последней — механическую, лапласовскую причинность. Кроме того, автор, как это видно из его последующих работ по квантовой механике [69], считает статистический характер законов квантовой механики связанным исключительно с нашим незнанием каких-то скрытых (классически подобных) параметров. Здесь опять-таки сказывается то, что автор не использует учение диалектического материализма о неисчерпаемости материи и материальных связей, о связях коренных, динамически определяющих данное явление, для которого они суть определяющие, и о связях не основных, но всегда присутствующих и влияющих на данное явление (но не определяющих его), которые вносят элемент статистики и вероятности в законы движения микрочастиц.
Зависимость свойств микрочастицы от способа ее наблюдения или, точнее говоря, от характера ее взаимодействия с окружением и представляет собой проявление объективных материальных связей в области микроявлений. Поэтому принцип дополнительности является не основным принципом квантовой теории, как это считают сторонники механистической интерпретации, а лишь следствием ее основных законов, отражающих объективные свойства микрочастиц.
Не совсем удачна также терминология автора, когда он говорит о неконтролируемых и непредсказуемых взаимодействиях. Эта терминология относится к тому, что мы не можем классически объяснить сложные статистические закономерности микроявлений. Но в рамках тех явлений, которые составляют содержание квантовой механики, ни о какой неконтролируемости не может быть и речи. Что же касается статистики, то, как уже указывалось выше, ее появление связано с наличием неглавных и неопределяющих связей, от которых мы в масштабах микроявлений не можем отвлечься и которые должны всегда учитываться.