18.60. Крыло конечного размаха.
Профиль Жуковского, изученный в гл. 7, представлял собой цилиндр бесконечной длины, у которого мы рассматривали просто одно сечение.
Рис. 331.
Применяемые же в действительности крылья имеют конечную длину, или размах, поэтому движение здесь нельзя считать плоским.
Рассмотрим крыло с размахом 26, симметричное относительно среднего сечения, перпендикулярного к размаху (рис. 331). На этом рисунке крыло считается неподвижным, а поток — набегающим на переднюю кромку, причем направление потока на бесконечности вверх по течению совпадает с направлением оси
Ось у направлена вертикально вверх, а ось
вдоль по размаху, начало координат находится в среднем сечении крыла. На рис. 332, который является чисто схематическим и показывает лишь основной принцип обтекания крыла, каждая линия тока, набегающая на переднюю кромку, разделяется на две линии тока: одна,
проходит по верхней части крыла, а другая,
проходит под крылом. Эти линии тока
не обязательно направлены вдоль поперечных сечений крыла, и поэтому они сходят с крыла в разных точках задней кромки.
Геометрическое место линий
будет представлять собой некоторую поверхность
а геометрическое место линий
будет представлять собой некоторую другую поверхность
Будем предполагать, что непосредственно за задней кромкой крыла эти поверхности совпадают и образуют одну-единственную поверхность
при переходе через которую касательная скорость претерпевает разрыв по направлению, но имеет одну и ту же величину. Поскольку в
уравнение для давления входит только квадрат величины скорости, то давление при этом будет непрерывным. Поверхность 2 представляет собой вихревой слой типа, описанного в п. 13.70, и эту поверхность можно рассматривать как состоящую из распределенных по ней вихрей. Так как в любой точке поверхности 2 скорости сверху и снизу равны, то вихревые линии будут делить пополам углы между направлениями этих скоростей.
Для простоты предположим, что все эти вихревые линии являются прямыми и параллельными оси
. В качестве дальнейшего упрощения примем, что задняя кромка является прямой и что поверхность 2 начинается у этой кромки.
Рис. 332.
Эти предположения не являются столь ограничительными, как это может показаться с первого взгляда.
Для вычисления силы сопротивления удобнее считать, что крыло движется со скоростью
а воздух, напротив, неподвижен. Рассмотрим две неподвижные бесконечные плоскости
проведенные перпендикулярно к направлению движения, причем плоскость
проведена на большом расстоянии от крыла вверх по потоку, а плоскость
на большом расстоянии вниз по потоку (см. рис. 333, на котором плоскость
не показана). Проведем вторую плоскость
параллельную плоскости
и расположенную за ней на расстоянии
Тогда приращение в единицу времени энергии жидкости, заключенной в области между плоскостями
будет вызвано перемещением в эту область той части вихревого слоя
которая лежит между плоскостями
потому что безвихревые участки течения впереди и позади крыла не будут влиять на это приращение из-за квазистационарного характера движения между плоскостями
Следовательно, если
потенциал скорости,
сила сопротивления, то, приравнивая работу искомой силы
в единицу времени и скорость приращения кинетической энергии, получаем
Преобразуя этот интеграл с помощью формулы Грина, будем иметь
где
относится к верхней стороне
к нижней стороне. Поскольку нормальная скорость
непрерывна, то
Рассмотрим сечение крыла, расположенное на расстоянии х от начала координат
пусть
циркуляция вокруг этого сечения.
Рис. 333.
Когда мы переходим через вихревой слой 2 сверху вниз, потенциал скорости уменьшается на величину этой циркуляции. Следовательно,
Таким образом, окончательно
Вычислим подъемную силу. По теореме Кутта — Жуковского для участка крыла между
подъемная сила равна
т. е.